В настоящее время в сети появилось очень много видео сюжетов, в которых авторы демонстрируют привычный нам мир с необычных ракурсов – с высоты птичьего полета можно наблюдать за строительством жилых домов, открытием мостов, спортивными мероприятиями или любоваться красотой русской природы.
Посмотрев записи, легко понять, что съемка происходит с летательного аппарата, который управляется с земли – с беспилотников, рынок которых в настоящее время не велик. Наиболее распространенными гражданскими беспилотными летательными аппаратами (далее, БПЛА) являются квадрокоптеры и другие мультикоптеры компании DJI. Стоимость «ходовой» модели беспилотника, в среднем, составляет 50 000 рублей и многие любители полетать с легкостью совершают покупку. В этой статье я хочу рассказать, как сделать правильный выбор беспилотника, обратить ваше внимание на ключевые аспекты «полетов из коробок» и дать несколько советов, которые помогут избежать ряда проблем. Итак…
Выбор и покупка беспилотника.
Компания DJI – популярный производитель беспилотников во всем мире. На сайте компании можно сравнить модели БПЛА, подобрать аксессуары и дополнительное оборудование. Но, к сожалению, квадрокоптер DJI, или другой беспилотник – это не iPhone. И сайт компании DJI – это не Apple Store. К существующим недостаткам, которые препятствуют покупателям сделать выбор, относятся:
- отсутствие русскоязычной версии сайта,
- отсутствие комплектов и конфигуратора.
Покупателю, решившему выбрать квадрокоптер на сайте DJI, придется ознакомиться с невероятным количеством материала, а задача выбора модели, чтобы «летать и снимать» не будет решена.
Здесь, хочу остановиться и рассказать подробнее о том, какие существуют варианты БПЛА:
Первый вариант – это беспилотники, которые по мнению производителей готовы летать и снимать сразу, что называется «из коробки», но мое мнение, что этого нельзя делать ни в коем случае. К первому варианту относятся Phantom FC40, Phantom 2 Vision+ и новая модель Inspire 1. В настоящее время продается только Phantom 2 Vision+ по цене в 1299$, Phantom FC40 с производства снят. Модель Vision+ обладает хорошими летными характеристиками, способна летать на удалении 800 метров от оператора, оснащена встроенной видеокамерой (аналогичной по характеристикам с GoPro Hero3 Silver), передает видеосигнал и телеметрические данные в специальную программу на телефон или планшет Android или IOS. Зарядка батареи, установленного на борту, хватает на 15-25 минут полета в зависимости от условий полета.
К преимуществам данной модели можно отнести:
+ невысокую стоимость комплекта,
+ условную готовность к полету «из коробки»,
+ принцип «все в одном»: установленная камера, система передачи данных.
К недостаткам:
- минимальную возможность модернизации, в частности камеры,
- узловую замена оборудования в случае повреждения или выхода из строя.
Подводя итог, можно сказать, что полет на квадрокоптере Vision+ принесет вам массу удовольствия, а с точки зрения применения записанного видео с воздуха, данная модель подойдет как любителям, так и тем, кто сможет использовать видеозапись для профессионального монтажа. Обслуживание данного квадрокоптера занимает меньше времени, чем других более продвинутых моделей. Стоит отметить, что это базовая модель в семействе мультикоптеров DJI.
Второй вариант – это покупка и доработка базовой модели Phantom 2. Стоимость квадрокоптера составляет 679$, а с дополнительным оборудованием цена переходит отметку в 3000$. Квадрокоптер Phantom 2 – это беспилотник и пульт управления, он может летать и вы будите им управлять, не теряя визуального контакта, так как камеры на его борту нет. Радиус действия также ограничен 800 метрами. В дополнении отмечу, что на базе Phantom 2 и построен Vision +.
Чтобы из Phantom 2 сделать профессиональный квадрокоптер, нужно:
1.Установить стабилизационный подвес для камеры. Как правило, без серьезного вмешательства, на квадокоптер Phantom 2 устанавливается подвес Zenmuse H3-3D от DJI для камеры GoPro Hero 3 или 4. Подвес гарантирует отличную стабилизацию видео, имеет три оси вращения, по одной из которых вращается по команде оператора. Стоимость подвеса, в среднем, составляет 350$.
2.Установить камеру GoPro Hero 3 или с небольшой доработкой самой камеры GoPro Hero4. Камеры GoPro являются лидерами на мировом рынке экшн-камер. Стоимость самой продвинутой камеры составляет 450$.
3.Установить систему передачи видеосигнала с борта беспилотника на землю. Здесь покупателю предоставляется выбор оборудования по цене: бюджетная FPV система, стоимостью 400$ или WiFi система LightBridge за 2000$. Именно система LightBridge увеличивает дальность полета беспилотника до 1500 метров, а также позволяет передавать видеосигнал без помех в отличном качестве. Оба решения производит компания DJI.
4.В случае выбора системы передачи сигнала LightBridge – пульт дистанционного управления, который работает с LightBridge. Существует много моделей, цена минимальной составляет 200$.
Теперь квадрокоптер готов к полету, съемки и передачи видеосигнала оператору. Кроме указанного оборудования на борт беспилотника вы можете установить систему автоматического полета по указанным точкам GPS GroundStation от DJI, купить дополнительные батареи, так как время полета квадрокоптера на превышает 25 минут, а летать хочется намного дольше, защиту пропеллеров, кейс или рюкзак для транспортировки и множество других аксессуаров.
К преимуществам данной модели можно отнести:
+ возможность записи видео в высоком разрешении 4K при 30 кадрах в секунду, съемки 12 мегапиксельных фото,
+ возможность полетов в радиусе 1500 метров,
+ возможность модернизации квадрокоптера, замена вышедшего из строя оборудования отдельными запасными частями, а не узлами.
К недостаткам:
- высокую стоимость самого полного комплекта, которая превышает 3000$,
- большие трудозатраты на сборку и обслуживание квадрокоптера.
Как итог, беспилотник отлично подойдет для тех, кто хочет лучшего во всем: в качестве съемки, в дальности полета, в автоматизации. Это первая модель или первый комплект оборудования, который при определенной настройки можно назвать профессиональным.
Третий, заключительный вариант – это конструктор. О конструкторе в полном объеме речь пойдет в отдельной статье. Здесь, в обзорной статье на тему как выбрать беспилотник, я отмечу основные аспекты. Этот вариант можно смело назвать профессиональным по всем критериям и вот почему:
1.В начале вам предлагается собрать беспилотник самостоятельно, купив все необходимые части, такие как рамы S900, S1000 или более «простые» F450, F550, полетные контроллеры, моторы и другие запчасти. В результате у вас будет индивидуальный беспилотник, так сказать спецзаказ. Стоимость рам от 150 до 3000$.
2.Завершив сборку беспилотника, вы устанавливаете на его борт стабилизационный подвес для камеры, цена на который достигает 5000$, систему передачи сигнала и камеру, такую как Canon EOS 5D Mark III.
В результате вы получаете профессиональную в квадрате беспилотную систему, которая обладает профессиональными летными характеристиками и снимает профессиональное видео.
К преимуществам данной модели можно отнести:
+ спецзаказ,
+ профессиональный полет,
+ профессиональное видео.
К недостаткам:
- высокую стоимость комплекта оборудования, которая достигает 15 000$,
- требование к владельцу или эксплуатирующему лицу по части «золотых» рук.
Итог следует один, данный вариант подойдет для профессионалов, для которых полет и видеосъемка – вся жизнь и профессиональная необходимость.
В данном разделе я рассказал вам о всех беспилотниках компании DJI, в качестве памятки предлагаю такую сводную таблицу:
Несколько слов о покупку беспилотника. В век Интернета нет особых сложностей с покупкой товара напрямую от производителей или со всевозможных аукционов, поэтому вы можете заказать квадрокоптер на сайте DJI или EBAY. О рисках и других недостатках, таких как самостоятельная настройка или отсутствие Российской гарантии, говорить не буду. Скажу о том, что в России вы можете купить квадрокоптер или другой беспилотник в Интернет-магазинах, в большинстве которых все модели есть в наличии. Например, и в нашем родном городе Самара открылся Интернет-магазин «Высокая Техника», который продает беспилотники по цене производителя.
«Полет из коробки» - за и против.
Компания DJI позиционирует часть своих беспилотников как готовых полету сразу после покупки «из коробки». Этого не следует делать, каким бы сильным не было желание полетать и поснимать. Объясню почему:
- квадрокоптер Phantom – не игрушка, это реальный летательный аппарат, который перемещается в воздушном пространстве со скоростью до 65 км/ч, имеет высокую маневренность, зону «заноса» как по горизонтальной плоскости, так и вертикальной, несет 4 винта, которые вращаются с достаточной скоростью, чтобы нанести серьезный ущерб имуществу или тяжкий вред здоровью. Перед запуском беспилотника необходимо детально изучить инструкцию, запомнить основные аспекты управления беспилотником и выучить значения сигнальных огней,
- квадрокоптер оснащен программных обеспечением, которое требует постоянного обновления, поэтому перед первым запуском необходимо подключить квадрокоптер к компьютеру, проверить на отсутствие ошибок, обновить систему. С момента изготовления беспилотника до дня вашего приобретения могло пройти достаточно времени и DJI могло выпустить несколько обновлений, которые устраняют определенные недостатки,
- заряда батареи может быть недостаточно для безопасного полета.
Лично я не рекомендую запускать беспилотник из коробки, а если вы сомневаетесь в первом безопасном полете, в правильности настройки всех элементов, то советую обратиться к профессионалу для обучения и демонстрации работы. В связи с этим, одним из преимуществ покупки квадрокоптера в Самаре является то, что вам совершенно бесплатно проведут первоначальную настройку, обучение и демонстрацию полета.
Советы и личный опыт.
1.Как и писал выше, ознакомьтесь с инструкцией, посмотрите обучающее видео в Интернете, узнайте свой беспилотник на земле до полета.
2.Первые полеты совершайте вне мест массового скопления людей или автомобилей, помните, что погрешность квадрокоптера Phantom в горизонтальной плоскости составляет 2,5 метра. Лучше первый полет провести в поле.
3.Обязательно выполняйте процедуру калибровки перед полетом, убедитесь, что индикация бортовых огней соответствует нормальному режиму полета. Если нет, не взлетайте.
4.Влияние ЛЭП, вышек связи, ЖБ конструкций и прочих факторов сказывается на компас, этот факт реально установлен. Если случай не «тяжелый», квадрокоптер сообщит, что к полету готов. В процессе полета около таких объектов возможны различные сбои, но… как повезет! Из 10 полетов 9 пройдут в штатном режиме, а 1 может привести к катастрофе. Советую начинающим пилотам не калиброваться около таких объектов.
5.Квадрокоптер Phantom очень крепкий, падение с высоты 25-50 метров может и не привести к полной поломки оборудования. Винты также крепки.
6.Со стандартной прошивкой, без внесения изменений в конструкцию беспилотника, без поврежденных лопастей, вам не грозит ни срыв потока, ни флаттер.
7.В ветреную погоду необходимо от земли отрываться резко, поднимаясь сразу на высоту двух метров или выше, во избежание переворота коптера по ветру.
8.При посадке квадрокоптер можно захватить одной рукой за шасси, в случае невозможности безопасной посадки на поверхность. Это требует определенного опыта.
Дорогие читатели, благодарю вас за то, что вы нашли время и прочитали статью. Безопасных вам полетов!